Расчет пенсии по старости в 2020 году: последние новости

В данной статье Вы найдете простую инструкцию для расчета пенсии в 2020 году с учетом последних законодательных изменений.

Если же у Вас останутся вопросы, Вы можете обратиться к адвокату по пенсионным делам, который окажет квалифицированную юридическую помощь в рамках индивидуальной консультации либо составит расчет Вашей пенсии в письменной форме.

Содержание статьи:

1. Кто имеет право на пенсию по старости в 2020 году?

2. Как учитывается стаж работы до 2002 года?

3. Как учитывается период работы с 2002 года по 2014 включительно?

4. Как считаются пенсионные баллы с 2015 года?

Выводы

Кто имеет право на пенсию по старости в 2020 году?

 

Новые положения ч. 1 ст. 8 «Условия назначения страховой пенсии по старости» федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» позволяют в первом полугодии 2020 году уйти на пенсию по старости:

– женщинам, родившимся во II полугодии 1964 года, достигшим возраста 55 лет 6 месяцев, и мужчинам, родившимся во II полугодии 1959 года, достигшим возраста 60 лет 6 месяцев;

– имеющим страховой стаж 11 лет;

– набравшим минимальное количество пенсионных баллов – 18,6.

Особое внимание обратите на порядок подсчета страхового стажа.

Правила исчисления страхового стажа при назначении пенсии по старости раскрываются в статьи 11 «Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж» федерального закона № 400-ФЗ. Согласно сформулированных законодателем правилам в страховой стаж засчитываются:

• периоды работы;

• периоды иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы или иной деятельности, которые имели место до вступления в силу настоящего Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы или иной деятельности, могут включаться в страховой стаж с применением правил подсчета стажа по ранее действовавшему законодательству.

До 1 января 1992 г. пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях в СССР» с применением Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г.

Согласно пункту «и» ст. 109 Положения в стаж засчитывается обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, партийных школах, пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре. Периоды обучения засчитывались в стаж при условии, если им предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба.

Согласно пункту «з» ст. 109 Положения Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. в стаж засчитывается обучение в училищах и школах системы трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.

С 1992 г. по 2001 г. пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990г. от № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с положениями статьи 91 Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. от № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж наравне с работой включается период обучения. Указанный период включался в стаж независимо от наличия у лица периодов работы и (или) иной деятельности.

Таким образом, по нормам ранее действовавшего законодательства, период обучения, имевший место до 01.01.2002 г. включается в страховой стаж только в целях определения права на пенсию.

Согласно актуальной судебной практике, не позволяет учитывать период обучения при расчете пенсии и Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: содержащаяся в пункте 4 статьи 30 указанного Закона норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Такая позиция изложена и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» от 11.12.2012 № 30, согласно пункту 14 которого возможность исчисления общего и специального трудового стажа с учетом ранее действовавшего законодательства предусмотрена для возникновения права на трудовую пенсию по старости ранее установленного пенсионного возраста, а не для определения размера пенсии. При этом в подпункте 4 пункта 28 названного Постановления прямо обращено внимание, что в случае исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до даты, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.

Таким образом, положения пункта 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 №590 применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Следовательно, применение ранее действовавшего пенсионного законодательства, предусматривавшего включение в стаж периодов учебы в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» допускается только при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию, но не в целях расчета размера пенсии по п.3 ст.30 федерального закона 173-ФЗ.

Как учитывается стаж работы до 2002 года?

Советский период работы и часть российского периода по 31.12.2001 года учитывается при расчете пенсии в порядке конвертации (преобразования) пенсионных прав в пенсионные баллы. Особенностью данного периода является отсутствие автоматизированных информационных систем, учитывающих и фиксирующих трудовой стаж – все данные оформлялись документально.

Данное правило следует из содержания ст. 14 федерального закона № 400-ФЗ: при подсчете страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» периоды работы и иной деятельности подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды трудовой и иной деятельности подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

По общему правилу, сформулированному в ст. 66 Трудового кодекса РФ и п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно ранее действовавшему законодательству, в частности, в соответствии с п. 2.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. № 162, заполнение трудовых книжек и вкладышей к ним производится на языке союзной, автономной республики, автономной области, автономного округа, на территории которых расположено данное предприятие, учреждение, организация, и на официальном языке СССР.

Особое внимание уделяется титульной странице трудовой книжки: первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка.

В соответствии с п. 5 Постановления Совмина СССПР и ВЦСПС от 06.09.1993 №656 прием на работу без трудовой книжки не допускается. Лица, поступающие на работу в качестве рабочего или служащего впервые, обязаны представить администрации справку о последнем занятии, выданную по месту жительства соответствующим жилищно-коммунальным органом, сельским или поселковым Советом депутатов трудящихся, уличным комитетом (справка, выданная уличным комитетом, должна быть заверена райисполкомом), а уволенные из рядов Вооруженных Сил СССР обязаны предъявить администрации военный билет. Заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия, учреждения, организации в присутствии работника. Сведения о работнике заверяются подписью специально уполномоченного лица и печатью.

Согласно пункту 22 Правил №884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Обращаю Ваше внимание, что при отсутствии трудовой книжки либо ненадлежащем оформлении соответствующих записей, Пенсионным Фондом РФ делаются необходимые запросы с целью подтверждения стажа работы. Если ответ не будет получен либо сведения не подтвердятся – возможно наступление негативных последствий, вплоть до отказа в назначении пенсии и (или) снижения ее размера. В таком случае остается только доказывать свои права в судебном порядке. Поскольку вопрос не простой, рекомендуем обращайтесь к за консультацией к нам или иному адвокату, специализирующемуся на пенсионных делах, по месту Вашего жительства.

Так, согласно сложившейся судебной практике, обязанность ведения, оформления и хранения трудовых книжек законом возлагается на работодателя, а потому оформление сведений о внесении в трудовую книжку соответствующих записей не может служить основанием для отказа в учете периодов трудовой деятельности. Нарушение работодателем порядка ведения трудовых книжек, а также, в иных документах, оформленных работодателем не может влиять на пенсионные права работника на трудовую пенсию, ибо в противном случае это приведет к нарушению пенсионных прав гражданина, работавшего по трудовому договору и выполнившего предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 «Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж» федерального закона № 400-ФЗ в страховой и общий трудовой стаж засчитывается не только трудовая деятельность. Например, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» засчитывается в стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, что также было предусмотрено и ранее действовавшим законодательством.

Что касается периодов ухода за детьми, то до 06 октября 1992 года во всех случаях исчисления общего время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска. После указанной даты в страховой и общий стаж включается период ухода за детьми в возрасте до полутора лет.

Для демонстрации того, как советский период трудовой деятельности влияет на размер пенсии, приведем конкретный пример для женщин, родившихся во втором полугодии 1964 года, имеющих общий трудовой стаж по состоянию на 31.12.2001 г. четырнадцать лет, в том числе, 4 года до 1991 года.

В настоящее время при расчете размера пенсии применяются положения федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которым предусмотрены два варианта исчисления размера пенсии по двум разным формулам:

– по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ;

– по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.

Согласно указанным формулам на размер пенсии влияют общий трудовой стаж и заработная плата гражданина.

Однако каждая формула по-разному учитывает трудовой и иной период деятельности гражданина при оценке его пенсионных прав. Так, согласно п. 3 ст. 30 указанного Закона, в общий трудовой стаж включается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, исчисленный в календарном порядке по его фактической продолжительности и не включается период учебы; согласно же п. 4 ст. 30 указанного закона, в общий трудовой стаж включается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, исчисленный в двойном размере, а также период учебы.

При этом к выплате устанавливается пенсия, рассчитанная по одной из указанных формул, в большем размере. Смешение порядков исчисления трудового стажа не допускается.

В нашем случае, рассмотрим расчет пенсии по п. 3 ст. 30 федерального закона №173-ФЗ.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ при установлении трудовой пенсии оценка пенсионных прав застрахованных лиц за период трудовой и иной деятельности до 01 января 2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии (РП).

ПК = (РП — 450 рублей) x T, где

ПК — величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП — расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;

450 рублей — размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

T — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

Обратите внимание, что ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т) применяется по состоянию на 31.12.2014 года и установлен законодательством Российской Федерации в количестве 252 месяцев.

Поскольку, согласно ч. 2 ст. 32 Закона № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).

Таким образом, расчет ожидаемого периода выплаты пенсии, установленной после 01.01.2015 года производится путем увеличения на 2 года за 2013, 2014 гг. ожидаемого периода выплаты, установленного ч. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ (19 лет + 1 год (2013г.) + 1 год (2014г.) = 21 год = 252 месяца).

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, зависит от стажевого коэффициента (СК), среднемесячного заработка женщины (ЗР), среднемесячной заработной платы в РФ за тот же период (ЗП) и среднемесячной заработной платы в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.).

РП=СК X ЗР / ЗП X СЗП, где

РП — расчетный размер трудовой пенсии;

СК — стажевый коэффициент, который для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

ЗР — среднемесячный заработок гражданина за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП — среднемесячная заработная плата по стране за тот же период. При этом, отношение среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране учитывается в размере не свыше 1,2;

СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (1671 руб.).

Рассчитываем коэффициент среднемесячной заработной платы (КСЗП), отношение среднемесячного заработка работника (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП).

Для расчета среднемесячного заработка работника предоставляется соответствующая справка, подтверждающая:

1) либо среднемесячный заработок за любые пять лет работы подряд до 2002 года;

2) либо среднемесячный заработок за 2000-2001 годы.

Рекомендуем предоставлять все имеющиеся данные о заработной плате, поскольку при вычислении среднемесячного заработка ПФ России обязан использовать наиболее выгодный вариант среднемесячного заработка. Так, в нашем примере возьмем период с декабря 1986 года по ноябрь 1990 года. Средняя зарплата представляет собой частное от деления общей суммы заработка за указанный период на 60 (количество месяцев):

13 459 / 60 = 224,32 руб.

Среднемесячная заработная плата в стране утверждена Правительством Российской Федерации. С учетом того, что в 1986 году она составляла 206,1 руб., 1987 – 214,4 руб., 1988 – 233,4 руб., 1989 – 263 руб., 1990 – 303 руб., за период с декабря 1986 года по ноябрь 1990 года средняя зарплата по стране составляла:

14 532,6 / 60 = 242,21 руб.

Следовательно, коэффициент соотношения заработков составляет 0,926 (224,32 / 242,21 = 0,92613). При его расчете учитывайте, что законодателем установлено ограничение максимально учитываемого при расчете размера пенсии коэффициента соотношения заработков – не более 1,2.

Вычисляем стажевый коэффициент (ст. 30 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, коэффициент составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20 (учитывается стаж до 31.12.2001). В нашем случае трудовой стаж до 31.12.2001 менее 20 лет. Это означает, что стажевый коэффициент будет равен 0,55.

Но поскольку имеющийся трудовой стаж по состоянию на 31.12.2001 года только 14 лет (168 месяцев), что меньше требуемого трудового стажа 20 лет (240 месяцев), применяются положения ч. 1 ст. 30 федерального закона 173-ФЗ: В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа (ТСполн) и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа (ТСфакт).

На основании вышеизложенного высчитываем расчетный размер пенсии (РП):

РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП = 0,55 х 0,926 х 1671 = 851,04 руб.

Устанавливаем величину расчетного пенсионного капитала (ПК) с учетом неполного трудового стажа:

ПК = (РП – БЧ) х Т х ТСфакт / ТСполн =

= (851,04 – 450) х 252 х 168 / 240 = 70 743,46 руб.

Применяем положения о валоризации (увеличении) величины расчетного пенсионного капитала.

С 1 января 2010 года применяются положения п. 1 ст. 30.1 Федерального закона № 173-ФЗ. Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Соответственно, поскольку в нашем случае стаж до 1991 года составляет 4 полных года, расчетный пенсионный капитал увеличивается на 4 % и плюс 10 % за стаж до 2002 года. Всего расчетный пенсионный капитал увеличивается на 14 %.

ПК = 70 743,46 х 1,14 = 80 647,54 руб.

Индексируем величину расчетного пенсионного капитала (ПК) на 31.12.2014.

С 2002 по 2014 год ежегодно проводилась индексация расчетного пенсионного капитала, и в каждом году утверждался свой коэффициент повышения. В итоге, к 31 декабря 2014 года, к моменту вступления в силу новых пенсионных правил, коэффициент индексации составил 5,6148166. Это означает, что величина расчетного пенсионный капитал увеличивается в 5,6148166 раз.

ПК = 80 647,54 х 5,6148166 = 452 821,15 руб.

Рассчитываем страховую часть пенсии (СЧ): результат деления расчетного пенсионного капитала (ПК) на ожидаемый период выплаты пенсии (Т). Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости на 31.12.2014 год установлен законодательством Российской Федерации в количестве 252 месяца.

СЧ = ПК / Т = 452 821,15 / 252 = 1 796,91 руб.

Конвертирует (преобразуем) заработанную до 2002 года страховую часть пенсии в пенсионные баллы (ПБ). Пенсионные баллы (ПБ) рассчитывается как результат деления размера страховой части пенсии (СЧ) на стоимость пенсионного балла на 01.01.2015 (СБ). Стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 1 января 2015 г. (СБ) установлена законодательством Российской Федерации в размере 64 рублей 10 копеек.

ПБ = СЧ / СБ = 1 796,91 / 64,1 = 28,033 балла

Таким образом, в нашем случае, за период трудовой деятельности до 2002 года женщина заработала 28,033 пенсионных балла.

Как учитывается период работы с 2002 года по 2014 включительно?

 

С 1 января 2002 года на размер пенсии влияют только начисленные работодателем страховые взносы. При этом, в расчетах применяются правила индексации страховых взносов.

В нашем примере, за период с 2002 по 2014 годы имеются следующие данные о начисленных страховых взносах: за 2002 год – 32 396,34; за 2003 год – 35 389,59; за 2004 год – 30 721,17; за 2008 год – 7 123,09.

Индексация страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 01.01.2015 — страховой пенсии), начисленных за нее страхователями и учтенных на ее индивидуальном лицевом счете в составе расчетного пенсионного капитала по состоянию на 31.12.2014, производится в соответствии с постановлениями Правительства РФ.

Так, в нашем случае, индексация страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 01.01.2015 — страховой пенсии), начисленных в бюджет ПФР за период с 01.01.2002 по 31.12.2014 и учтенных на индивидуальном лицевом счете, производится следующим образом:

2002 год – 32 396,34 х 1,177 (с учетом коэффициента 1,08) х 1,114 (с учетом коэффициента 1,0628) х 1,127 (с учетом коэффициента 1,06) х 1,16 (с учетом коэффициента 1,062) х 1,204 (с учетом коэффициента 1,12) х 1,269 (с учетом коэффициента 1,08) х 1,1427 (с учетом коэффициента 1,075) х 1,088 х 1,1065 (с учетом коэффициента 1,07) х 1,101 (с учетом коэффициента 1,066) х 1,083 (с учетом коэффициента 1,065) = 139 173,3025 руб.;

2003 год – 35 389,59 х 1,114 (с учетом коэффициента1,0628) х 1,127 (с учетом коэффициента 1,06) х 1,16 (с учетом коэффициента 1,062) х 1,204 (с учетом коэффициента 1,12) х 1,269 (с учетом коэффициента 1,08) х 1.1427 (с учетом коэффициента 1,075) х 1,088 х 1,1065 (с учетом коэффициента 1,07) х 1,101 (с учетом коэффициента 1,066) х 1,083 (с учетом коэффициента 1,065) = 129169,2247 руб.;

2004 год – 30 721,17 х 1,127 (с учетом коэффициента 1,06) х 1,16 (с учетом коэффициента 1.062)х 1,204 (с учетом коэффициента 1,12) х 1,269 (с учетом коэффициента 1.08) х 1,1427 (с учетом коэффициента 1,075) х 1.088 х 1,1065 (с учетом коэффициента 1,07) х 1.101 (с учетом коэффициента 1,066) х 1,083 (с учетом коэффициента 1,065) = 100 655,169 руб.;

2008 год – 7 123,09 х 1,1427 (с учетом коэффициента 1,075) х 1,088 х 1,1065 (с учетом коэффициента 1,07) х 1,101 (с учетом коэффициента 1,066) х 1,083 (с учетом коэффициента 1,065) =11 684,1399 руб.

Таким образом, по состоянию на 31.12.2014 года сумма страховых взносов с учетом индексации составляет в нашем случае 380 681,84 руб.

Рассчитываем страховую часть пенсии (СЧ): результат деления суммы страховых взносов с учетом индексации (СВ) на ожидаемый период выплаты пенсии (Т). Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости на 31.12.2014 год установлен законодательством Российской Федерации в количестве 252 месяцев.

СЧ = СВ / Т = 380 681,84 / 252 = 1 510,64 руб.

Рассчитываем пенсионные баллы до 01.01.2015 г. (ПБ). Пенсионные баллы (ПБ) рассчитывается как результат деления размера страховой части пенсии (СЧ) на стоимость пенсионного балла на 01.01.2015 (СБ). Стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 1 января 2015 г. (СБ) установлена законодательством Российской Федерации в размере 64 рублей 10 копеек.

ПБ = СЧ / СБ = 1 510,64 / 64,1 = 23,567 балла

Таким образом, в нашем случае, за период трудовой деятельности с 01.01.2002 по 31.12.2014 года женщина заработала 23,567 пенсионных балла.

Как считаются пенсионные баллы с 2015 года?

 

retiree

С 01.01.2015 года уплаченные страховые взносы переводятся в пенсионные баллы по новой формуле.

Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа. За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных баллов. Максимальное количество пенсионных баллов за год с 2021 года – 10, но в 2015 году – 7,39, в 2016 – 7,83, в 2017 – 8,26, в 2018 – 8,70, в 2019 – 9,13.

Индивидуальный пенсионный коэффициент рассчитывается так:

СВ × 12 месяцев : СВmax × 10, где

СВ – размер страховых взносов, которые работодатель уплачивает за Вас по тарифу 16%;

• в 2015 году — 711 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 113 760 рублей) – постановление Правительства РФ от 04.12.2014 г. № 1316;

• в 2016 году — 796 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 127 360 рублей) – постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265;

• в 2017 году — 876 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 140 160 рублей) – постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255;

• в 2018 году — 1 021 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 163 360 рублей) – пунктом 5 статьи 421 НК РФ по формуле: размер средней зарплаты в предыдущем году x 12 x 2 Если применить данную формулу, то предельная база по пенсионным взносам составит 1 020 528 рублей (42 522 руб. х 12 х 2). С учетом округления — 1 021 000 рублей;

• в 2019 году – 1 150 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 184 000 рублей) – постановление Правительства РФ от 28.11.2018 г. № 1426.

В нашем примере, за период с 2015 по 2019 годы имеются следующие данные о начисленных страховых взносах: за 2015 год – 18 610,80 руб.; за 2016 год – 19 356,48 руб.; за 2017 год – 20 995 руб.

Таким образом, в нашем случае накоплено следующее количество баллов:

за 2015 год – (18 610,80 руб. х 1 / 113 760 руб.) х 10 = 1,636 баллов;

за 2016 год – (19 356,48 руб. х 1 / 127 360 руб.) х 10 = 1,52 баллов;

за 2017 год – (20 995 руб. х 1 / 140 160 руб.) х 10 = 1,5 баллов.

Таким образом, в нашем случае, за период трудовой деятельности с 01.01.2015 по 31.12.2019 года женщина заработала 4,656 пенсионных балла.

Выводы

При выходе на пенсию применяется следующая формула. Накопленное количество баллов умножается на стоимость одного балла (на 01.01.2020 года цена пенсионного балла составляет 93,00 рублей) и прибавляется фиксированная выплата (на 1 января 2020 года – 5 686,25 руб.) – федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ.

П = Б х СБ + ФВ

Поскольку в нашем случае женщиной накоплено 56,256 пенсионных балла, размер ее пенсии на 01.01.2020 года составит:

П = 56,256 х 93 + 5 686,25 = 5231,81 + 5 686,25 = 10 918,06 руб.

Внимание! Поскольку единственным заинтересованным лицом при оформлении пенсии является будущий пенсионер, именно от его действий зависит принимаемого решение Пенсионного фонда РФ. При этом отказ в назначении пенсии можно оспорить.

Возможно, до выхода на пенсию нужно учесть и другие моменты.

Если Вам требуется профессиональная помощь адвоката, специализирующегося на пенсионных вопросах, обращайтесь:

✔чтобы получить консультацию;

✔заказать предварительный расчет Вашей будущей пенсии;

✔составить независимый расчет пенсии, которую Вы уже получаете.

Для этого просто оформите заявку.

/ ЗАЯВКА /

Вы можете оставить свой отзыв или просто слова благодарности на Яндексе — мы будем знать, что наша работа приносит пользу.

Бесплатные советы в области пенсионного законодательства