Расчет пенсии с вредными условиями труда по Списку 1 и с тяжелыми условиями труда по Списку 2 в 2021 году.
Какие особенности расчета пенсии для лиц, проработавших длительное время с вредными или тяжелыми условиями труда, нужно знать, чтобы получать страховую пенсию в максимальном размере – об этом, и не только, Вы сможете узнать ознакомившись с содержанием данной статьи.
Содержание статьи:
1. Общие условия назначения пенсии при особых условиях работы
Общие условия назначения пенсии при особых условиях работы
Страховая пенсия по старости в России может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Такое право имеют отдельные категории граждан, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе лица, работающие с вредными и тяжелыми условиями труда.
В случае, если Вы работали на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (Список № 1), право на досрочную пенсию в 2021 году возникает, если:
- Вы достигли установленного возраста: мужчины – 50 лет, женщины – 45 лет;
- у Вас имеется страховой стаж не менее 20 лет для мужчин или не менее 15 лет для женщин;
- у Вас имеется специальный стаж не менее 10 лет у мужчин или 7,5 лет у женщин;
- Вы накопили не менее 21 пенсионного балла.
В случае, если Вы работали на работах с тяжелыми условиями труда (Список № 2), право на досрочную пенсию в 2021 году возникает, если:
- Вы достигли установленного возраста: мужчины – 55 лет, женщины – 50 лет;
- у Вас имеется страховой стаж не менее 25 лет для мужчин или не менее 20 лет для женщин;
- у Вас имеется специальный стаж не менее 12,5 лет у мужчин или 10 лет у женщин;
- Вы накопили не менее 21 пенсионного балла.
Гражданам, имеющим не менее половины требуемой продолжительности стажа на работах с вредными или тяжелыми условиями труда (по Списку № 1 и Списку № 2), а также необходимую продолжительность страхового стажа и необходимую величину индивидуального пенсионного коэффициента, страховая пенсия может быть назначена с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста пропорционально имеющемуся стажу на соответствующих видах работ – п.1 и п.2 ч. 1 ст.30 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:
- на один год за каждый полный год такой работы — мужчинам и женщинам (по Списку 1);
- на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (по Списку 2).
Таким образом, возраст выхода на пенсию при неполном выработанном стаже по Списку 1 составляет:
В свою очередь возраст выхода на пенсию при неполном выработанном стаже по Списку 2 составляет:
В соответствии с постановлением Правительства от 16.07.2014 г. №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, применяется Список №1 или Список №2 соответственно, производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 г. – Список №1 либо Список №2, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173 «Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».
Порядок применения Списков № 1 и № 2 изложен в разъяснении Минтруда России от 22.05.1996 г. № 5 (пункт 5), согласно которого право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Согласно п. 7 указанного Постановления Минтруда РФ правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости органы Пенсионного фонда РФ проводят правовую оценку представляемых к назначению трудовой пенсии документов, то есть устанавливают соответствие характера фактически выполняемой работы требованиям Списка № 1 либо Списка №2. При этом представленные документы о характере работы должны быть выданы на основании соответствующих документов.
В том случае, если работник работает на льготной работе постоянно в течение полного рабочего дня, то в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (в том числе по беременности и родам), а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Периоды, когда в связи с сокращением объемов производства предприятия работали в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня, исчисляются по фактически отработанному времени.
Прогулы, отпуска без сохранения заработной платы, периоды исполнения государственных обязанностей, простоя и отстранения от работы и иные периоды, не предусмотренные Правилами от 11.07.2002 г., в стаж на соответствующих видах работ не включаются.
Исходя из анализа пенсионного законодательства специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, должен подтверждаться уточняющей справкой со ссылкой на документы, выданной работодателем либо архивом. Данных только трудовой книжки недостаточно.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 г. № 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в п. 5 которого предусмотрено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с п. 3 раздела I Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» — документами, выдаваемыми работодателями.
В соответствии с п. 4 раздела II указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение и пенсии по старости.
С 2013 года работодатели, имеющие производства или рабочие места, работа на которых связана с вредными и опасными условиями труда, обязаны уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам.
В настоящее время работодатели, имеющие рабочие места по Списку № 1 (п. 1 ч. 1 ст. 30) и по Списку № 2 (п. 2 ч. 1 ст. 30), обязаны проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и уплачивать дифференцированный дополнительный тариф в зависимости от установленного класса, подкласса опасности и (или) вредности условий труда.
При отсутствии результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах (в т. ч. и вновь созданных) по работам, предусмотренным Списком № 1 и Списком № 2, периоды такой работы могут засчитываться в специальный стаж при условии начисления и уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам, определенным в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации: по Списку № 1 – 9%, по Списку № 2 – 6%.
Необходимо осуществлять контроль над тем, насколько добросовестно работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу. Вы имеете полное право уточнять у своего работодателя, начисляются ли за вас страховые взносы по дополнительному тарифу. За невыполнение этой обязанности работодатель несет ответственность.
Кроме того, гражданин может также иметь право на досрочный выход на пенсию по нескольким основаниям: например, он работал на Севере и, кроме того, на вредном производстве. В таких случаях может возникнуть право на дополнительное снижение пенсионного возраста.
В соответствии с ч.2 ст.33 «Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, в том числе по Списку №1 и Списку №2, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Другими словами для такого двойного снижения пенсионного возраста необходимо выполнение одновременно нескольких условий:
Простая и понятная инструкция по расчету пенсии для лиц, имеющих стаж работы по Списку 1 и Списку 2
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
При этом закон предусматривает возможность применения специальных правил расчета размера страховой пенсии, о которых будет сказано ниже.
В настоящее время размер страховой пенсии по старости рассчитывается на основании ст. 15 федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, при конвертации пенсионных прав граждан до 31.12.2014 года применяются нормы федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части, регулирующей исчисление размера трудовых пенсий и подлежащей применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.
В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности).
В случаях, если мужчина до 31.12.2001 года имел заработок не менее 0,7 от среднего заработка по стране, то при преобразовании его пенсионных прав более выгодно проводить расчет по правилам п.3 ст.30 федерального закона 173-ФЗ, о котором пойдет речь ниже.
1. На первом этапе необходимо рассчитать коэффициент среднемесячной заработной платы (КСЗП) – отношение Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП).
Именно от него, как правило, зависит решение о том, стоит ли рассчитывать Вашу пенсию по правилам п. 3 ст.30 федерального закона 173-ФЗ, либо же стоит рассмотреть альтернативный вариант – п. 4 ст.30 федерального закона 173-ФЗ.
По общему правилу отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2 – п. 3 ст. 30 федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако, если он ниже 0,7 – велика вероятность того, что более выгодным будет расчет пенсии по правилам п.4 ст. 30 федерального закона 173-ФЗ.
КСЗП = ЗР / ЗП
ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период (данная информация является общедоступной и опубликована, в том числе, на сайте пенсионного фонда http://www.pfr.kirov.ru/node/551).
Рассчитать наиболее выгодное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации с учетом имеющихся у Вас данный о ежемесячном заработке можно с помощью нашего калькулятора.
В качестве примера рассмотрим предоставленные мужчиной данные о заработке за период с февраля 1988 года по январь 1993 года. Общая сумма заработной платы за 60 месяцев составила 991363,67 руб.
Рассчитываем среднюю заработную плату гражданина за указанные период:
991363,67 / 60 = 16 522,73 (16 522,72783333333) руб.
Средняя заработную плату по стране за аналогичный период 1 725,14 руб.
Узнаем отношение средней заработной платы гражданина к среднемесячной заработной плате по стране за указанный период:
16 522,73 / 1 725,14 = 9,58
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 — для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5; не свыше 1,7 — для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5 до 1.8.
Лицам, указанным в абз. 1 подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно разъяснению, данному в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии», при проверке правильности оценки пенсионными органами пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал необходимо руководствоваться правилами, изложенными в ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имея при этом в виду следующее:
а) оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, но не позднее 01.01.2013;
в) отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2 для всех лиц, за исключением лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и лиц, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях;
г) поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ производится по состоянию на 01.01.2002, исходя из смысла п. 2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:
- лицам, проживавшим на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 01.01.2002 года или остались там проживать;
- мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 01.01.2002 проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).
Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что к кругу лиц, имеющих право на применение повышенного отношения заработков, относятся:
1. Лица, проживавшие по состоянию на 31.12.2001 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых к заработной плате работников были установлены районные коэффициенты;
2. Лица, независимо от места жительства, — мужчины, достигшие возраста 55 лет, женщины — 50 лет, при одновременном выполнении двух условий именно на 31.12.2001:
1) наличия не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера либо 20 календарных лет в приравненных к ним местностях;
2) наличия 25 лет страхового стажа для мужчин и 20 лет — для женщин.
В Вашем случае (не проживал на Севере на 01.01.2002 года; северный стаж в календарном исчислении отсутствует, страховой стаж в календарном исчислении на 31.12.2001 года менее 25 лет) права на повышенный северный коэффициент не возникло.
Таким образом, с учетом общего законодательного ограничения коэффициента, его размер в нашем примере будет равен 1,2.
2. На втором этапе вычисляем стажевый коэффициент (ст. 30 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
При назначении досрочной пенсии лицам, выработавшим полностью требуемый стаж по Списку №1 или Списку №2, возможно применение одного из специальных правила расчета стажевого коэффициента:
1) либо п.3 ст.30 Закон: из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (в том числе, при работе по Списку №1 или Списку №2), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в законе, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (по Списку №1 – для мужчин 20 лет, для женщин 15 лет; по Списку №2 – для мужчин 25 лет, для женщин 29 лет), и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
2) либо по п.9 ст.30 Закона: конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, в том числе лицам, проработавшим по Списку №1 или Списку №2, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
ВАЖНО! Для применения правила п.9 ст.30 Закона требуется наличие по состоянию на 31.12.2001 года как специального, так и общего стажа: в нашем примере, для мужчины по Списку №1 требуется не менее 10 лет специального стажа и 20 лет общего трудового стажа на 31.12.2001 г. Данный вывод основан на нормах Закона и судебной практике, например, пп. 7 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
В нашем примере, общий трудовой стаж до 31.12.2001 года более 20 лет, специальный стаж работы по Списку №1 до 31.12.2001 года равен 12 лет 6 мес. 26 дней.
Следовательно, по первому варианту (с учетом требуемого общего стажа 20 лет для мужчин) стажевый коэффициент равен 0,55, а по второму варианту – 0,57, что более выгодно для нас.
3. На третьем этапе рассчитываем расчетный размер трудовой пенсии (РП).
Расчетный размер трудовой пенсии (РП) для мужчин зависит от стажевого коэффициента (СК), среднемесячного заработка мужчины (ЗР), среднемесячной заработной платы в РФ за тот же период (ЗП) и среднемесячной заработной платы в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.).
РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП = 0,57 х 1,2 х 1671 = 1 142,96 руб.
4. На четвертом этапе устанавливаем величину расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002.
В соответствии со ст.30 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 осуществлялась путем преобразования их в расчетный пенсионный капитал (ПК). ПК рассчитывается как произведение разницы между расчетным размером трудовой пенсии РП и размером базовой части трудовой пенсии БЧ и ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии Т.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости (БЧ) на 1 января 2002 года установлен законодательством Российской Федерации в размере 450 руб.
Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости установлен законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 30 «Оценка пенсионных прав застрахованных лиц» федерального закона № 173-ФЗ). В 2018 году Т = 252 мес.
Поскольку, согласно ч. 2 ст. 32 Закона № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).
Таким образом, расчет ожидаемого периода выплаты пенсии произведен путем увеличения на 2 года за 2013, 2014 гг. ожидаемого периода выплаты, установленного ч. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ.
19 лет + 1 год (2013г.) + 1 год (2014г.) = 21 год = 252 месяца.
Однако в расчетах ПФ достаточно часто ошибочно применяется 228 – но эта ошибка в Вашу пользу и настаивать на ее исправлении не нужно. Мы же в своих расчетах будем применять период 252 мес., как установлено законом.
ПК = (РП – БЧ) х Т = (1 142,96 – 450) х 252 = 692,96 х 252 = 174 625,92 руб.
5. На пятом этапе учитывается советский стаж или, другими словами, валоризация.
Размер валоризации устанавливается по специальным правилам, п. 4 ст. 30 федерального закона №173-ФЗ: сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
В нашем примере специальный стаж работы по Списку №1 до 1991 года составляет 10 полных лет, расчетный пенсионный капитал увеличивается на 10 % и плюс 10% за стаж до 2002 года. Всего расчетный пенсионный капитал увеличивается на 20 %.
ПК = 174 625,92 х 1,2 = 209 551,10 руб.
6. На шестом этапе индексируем величину расчетного пенсионного капитала (ПК) на 31.12.2014 г.
Необходимо учитывать, что с 2002 по 2014 год ежегодно проводилась индексация расчетного пенсионного капитала, и в каждом году утверждался свой коэффициент повышения. В итоге, к 31 декабря 2014 года, к моменту вступления в силу новых пенсионных правил, коэффициент индексации составил 5,6148166. Это означает, что величина расчетного пенсионный капитал увеличивается в 5,6148166 раз.
ПК = 209 551,10 х 5,6148166 = 1 176 590,99 руб.
7. На седьмом этапе преобразуются пенсионные права, приобретенные в период с 01.01.2002 по 31.12.2014 годы.
В указанный период размер пенсии формировался и зависел только от страховых взносов в ПФ России. Другими словами, стаж не оказывает влияния на размер пенсии.
Сведения о страховых взносах формируются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и предоставляются по Вашему запросу ПФ России с учетом установленных законом индексаций по состоянию на 31.12.2014 года.
В нашем примере, согласно ответу УПФ России размер страховых взносов с учетом их индексации составил 1 293,15 руб.
Следовательно, величину расчетного пенсионного капитала увеличилась и составила:
ПК = 1 176 590,99 + 1 293,15 = 1 177 884,14 руб.
8. На восьмом этапе расчетов необходимо рассчитать страховую часть пенсии (СЧ): результат деления расчетного пенсионного капитала (ПК) на ожидаемый период выплаты пенсии (Т). Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости – 252 месяца (либо при наличии ошибки со стороны Вашего территориального отдела ПФ России – 228).
СЧ = ПК / Т = 1177884,14 / 252 = 4 674,14 руб.
9. Наконец-то, на девятом этапе мы можем рассчитать пенсионные баллы, заработанные до 01.01.2015 г. (ПБ).
Пенсионные баллы (ПБ) рассчитываются как результат деления размера страховой части пенсии (СЧ) на стоимость пенсионного балла на 01.01.2015 (СБ). Стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 1 января 2015 года (СБ) установлена законодательством Российской Федерации в размере 64 рублей 10 копеек.
ПБ = СЧ / СБ = 4 674,14 / 64,1 = 72,920 балла.
10. На десятом этапе учитываются пенсионные баллы, заработанные после 01.01.2015 г.
С 01.01.2015 года уплаченные страховые взносы переводятся в пенсионные баллы.
Индивидуальный пенсионный коэффициент рассчитывается так:
СВ × 12 месяцев : СВmax × 10,
СВ – размер страховых взносов, которые работодатель уплачивает за Вас по тарифу 16%
СВmax – сумма страховых взносов, которые уплачивает работодатель по тарифу 16% с предельной величины базы, установленной для их исчисления:
в 2015 году- 711 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 113 760 рублей) – постановление Правительства РФ от 04.12.2014 г. № 1316;
в 2016 году- 796 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 127 360 рублей) – постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265;
в 2017 году – 876 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 140 160 рублей) – постановлением от 29.11.2016 г. № 1255;
в 2018 году – 1 021 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 163 360 рублей) – пункт 5 статьи 421 НК РФ;
в 2019 году – 1 150 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 184 000 рублей) – постановлением от 28.11.2018 № 1426.
в 2020 году – 1 292 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 206 720 рублей) – постановлением от 06.11.2019 г. № 1407.
в 2021 году – 1 465 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 234 400 рублей) – постановлением от 26.11.2020 г. № 1935.
В нашем примере, на индивидуальный лицевой счет страховые взносы после 2014 года не поступали.
11. Учитываем возможность начисления пенсионных баллов за период прохождения срочной службы в Армии.
Поскольку при применении пенсионной формулы нами применялись специальные правила расчета стажевого коэффициента и валоризации, при применении которых период срочной службы в Армии не оказывал никакого влияния, необходимо применять положения ч. 12 ст. 15 федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, согласно которым период прохождения военной службы по призыву может быть учтен путем увеличения индивидуального пенсионного коэффициента (1,8 — за полный календарный год периода).
В нашем примере период службы составил 1 год 11 мес. 23 дня.
Начисляем пенсионные баллы:
ПБ_Армия = (1 + 11/12 + 23/360) х 1,8 = 1,981 х 1,8 = 3,566
В нашем примере, с учетом выхода на пенсию в 2021 году и прекращения трудовой деятельности в 2014 году, с учетом начисления пенсионных баллов за нестраховой период службы в Армии, мужчина заработал 72,920 балла.
ПБ = 72,920 + 3,566 = 76,486
12. На этом этапе считаем размер страховой пенсии.
При выходе на пенсию для расчета ее размера применяется следующая формула. Накопленное количество баллов умножается на стоимость одного балла (на 01.01.2021 цена пенсионного балла составляет 98,86 рублей – Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ) и прибавляется фиксированная выплата (на 01.01.2021 г. – 6 044,48 руб.).
Следовательно, с 01.01.2021 года имеем следующий размер пенсии.
П = Б х СБ + ФВ = 76,486 х 98,86 + 6 044,48 = 7 561,41 + 6 044,48 = 13 605,89 руб.
Вы можете оставить свой отзыв или просто слова благодарности на Яндексе — мы будем знать, что наша работа приносит пользу.
Если Вам нужна помощь адвоката — оформите ЗАЯВКУ и мы с Вами свяжемся.